Кату-Ярык - красивейший перевал Горного Алтая. И в тоже время - один из самых технически трудных.
Перевал связывает долину реки Чулышман и Улаганское плато.
Если вы хотите с
Чуйского тракта и района Акташа попасть на юг Телецкого озера - Вам сюда. А если никуда не хотите попасть, то Вам всё равно сюда!
Это достойное место. Вид отсюда неописуемый: Долина реки, водопад, петли серпантина и свобода!
Ветер треплет волосы, дышишь полной грудью, живешь и паришь!
Перепад высот перевала — 800 м, длина спуска — 3,5 км, серпантин имеет 9 поворотов.
Схема подъёма перевала Кату-Ярык с GPS навигатора / Медведев Александр
Как добраться до перевала Кату-Ярык?
Свернув с Чуйского тракта в Акташе едем по грунтовой дороге вдоль живописной реки Чибитка.
Проезжая мимо
Красных ворот, и села "Улаган", по такой дороге Вам необходимо проехать около 100 км по направлению села Балыкча.
Имейте ввиду что после Улагана мобильная связь практически недоступна, а спустившись с перевала она и вовсе отсутствует, это Алтай детка!
Во время спуска на перевале будьте внимательны и пропускайте машины, идущие на подъем.
Подняться на перевал самостоятельно сможет далеко не каждая машина и далеко не каждый водитель.
Но переживать не стоит - здесь дежурит трактор, цена подъёма на один виток - 1000р. А дальше, как договоришься)).
Рекомендуем Вам совместить поездку на перевал Кату-Ярык с посещением
Гейзерного Озера в Акташе, и
Марса в Чаган Узуне
*Для справки - Перевал открыт в 1989 году:
Кату-Ярык. Единственная автомобильная дорога в долину Чулышмана проходит по этому рукотворному перевалу. Директор совхоза «Советский Алтай» Аpсентий Васильевич Санаа (18.03.1928, с. Чибиля – 5.10.1992) предложил бульдозеристам Аркадию Абрамовичу Уханову (11.09.1931 — 11.12.2013), его сыну Анатолию Аркадьевичу (р. 05.04.1958) и племяннику Виктору Романовичу Ухановым (07.05.1958 – 20.09.2018) пробить эту дорогу в отвесной скале.
За 2 года с 1987 по 1988 г. силами этих людей, без проекта, на двух тракторах Т-130 перевал был сдан в эксплуатацию.
За три рабочих сезона (с мая-июня до октября) героические труженики освоили громадный объём работ и в сентябре 1989 года сдали в эксплуатацию всю автомобильную дорогу Кату-Ярык – Балыкча.
За проделанную работу по строительству перевала Кату-Ярык Президиум Верховного Совета СССР наградил Аркадия Абрамовича Уханова орденом «Трудового Красного знамени», а Анатолия Аркадьевича и Виктора Романовича Ухановых орденом «Знак Почёта».
Для жителей Чулышманской долины в настоящее время Кату-Ярык воистину является «Дорогой жизни».