Отдыхать по-человечески, или заповедный этикет Алтая

20 ноября 2021
Словари русского языка утверждают, что слово «этикет» не имеет множественного числа. В последнее время у меня закрались сомнения.
Иначе как объяснить ситуации, когда взрослые и вроде бы приличные люди вдруг показывают себя совершеннейшими дикарями, едва переступив границы привычного городского мира?
Только множественностью этикетов: этот для офиса, этот для светского приема, этот для приятельской тусовки...

Ну а собираясь на отдых в какой-то там дальний угол Сибири, можно их все скопом оставить дома. И оставляют ведь.
Так часто, что в Министерстве природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай после минувшего «высокого сезона» сочли необходимым выпустить специальную памятку для посетителей региона: как вести себя в гостях, или нормы этикета на Алтае.

Отдыхать по-человечески, или заповедный этикет Алтая_2.jpg
Фото: Медведев Александр

В начале октября новость об издании памятки опубликовали региональные и даже федеральные СМИ, и многие из них предпочли заголовки в таком духе: «Невоспитанных туристов научат уважать Алтай».
С четким акцентом: ага, господа туристы, вот теперь-то вас перевоспитают, придется соблюдать все «низзя», расписанные на целых восьми страницах!
Разумеется, в ответ раздались не только одобрительные, но и возмущенные возгласы: да что ж это такое, везде гайки закрутили, уже и отдохнуть по-человечески нельзя?!

По-человечески – как раз можно. Перевоспитывать – занятие очень уж неблагодарное, об ультимативном диктате речь тем более не идет.
Да и памятка вовсе не памятка, этого слова в небольшом буклете-«гармошке» под философским названием «Мир заповедной культуры Алтая» вы не найдете.
Разъяснения, советы, пожелания, призывы. В каком-то смысле очередная попытка достучаться до «дорогих гостей», не видящих разницы между развлекательным аттракционом и алтайской землей, живой и населенной.

А для нас – повод поговорить о том, как найти общий язык с Горным Алтаем. Увидеть, услышать, понять, получая удовольствие от причастности к настоящему чуду.
И при этом ничему и никому не навредить, в том числе и себе: ни намеренно, ни по незнанию. Вот и решил я такой разговор составить и сделать цикл публикаций по мотивам этой самой памятки. Интересно вникнуть?

Итак, заповедный этикет Алтая:
  • Не надо обижать реку, сбрасывая в нее мусор
  • Не надо сквернословить на горном перевале
  • Топтаться в истоке родника
  • Оставлять «автографы» на скалах

Эти и другие нехитрые правила известны без всяких памяток, их сообщают туристам при покупке путевки в Горный Алтай и повторяют на турбазах, они приведены на сайтах турагентств и написаны на придорожных баннерах.
Но редко где встречается подробное объяснение: а почему – не надо?

Отдыхать по-человечески, или заповедный этикет Алтая_3.jpg
Фото: Медведев Александр

Скажите, почему нельзя шуметь в библиотеке или парковать автомобиль на городской клумбе? Потому что из читального зала выгонят, а за парковку оштрафуют?
Ответ неверный: это следствие, не причина. Причина же запрета в том, что громкий разговор в библиотеке помешает другим посетителям, а машина на газоне уничтожит посаженные не тобой цветы.
Любое правило поведения имеет объективное основание.

Читайте так же:

Жители Алтайского села рассказали что им не нравится в туристах

Перевод названий Алтайских сёл на Русский язык

Чем туристы не довольны в "Алтайском" сервисе

Обзор турбаз Алтая с подогреваемыми бассейнами

Музеи Алтая вдоль Чуйского тракта


Нормы туристической этики в любом случае требуют бережного отношения к природе; зачем и почему – думаю, ясно даже ребенку. Но в Горном Алтае все немного сложнее.

«Природа в культуре коренных жителей Алтая тесно связана с понятиями «сакральное», «божественное». Алтай – это храм под открытым небом.
Местами совершения обрядов (байлу jер) выступают перевалы гор, священные водные источники, берега рек и озер.
Байлу jер требует строгого соблюдения тишины и чистоты». (Здесь и далее – цитаты из буклета «Мир заповедной культуры Алтая»)

Обряды Алтайцев.jpg
Фото: Медведев Александр

Вот! Алтай – храм под открытым небом, в буквальном смысле. А в храме – своей ли, чужой ли веры – следует быть уважительным.
Независимо от того, зачем ты пришел: по велению сердца или как экскурсант, мимоходом посмотреть на уникальную архитектуру и старинные фрески. Это даже не этикет, это базовое отличие культурного человека.
Итак, для коренного населения Алтайские горы - это храм. Храм под открытым небом, где совершаются свои обряды.

Наверное, тысячу раз уже сказано и написано-переписано везде и всюду, от новостей до путеводителей: дорогие наши туристы, алтайский обычай повязывать ленточки на перевалах и возле источников не имеет ничего общего с приметами «на счастье», «на желание» и «чтоб сюда вернуться»! Жертвенные ленты не игра, не аттракцион – обряд. Ри-ту-ал!

Бесполезно! На несчастных деревьях живого места нет от лент всех цветов и размеров, тряпочек, носовых платков, косынок, шнурков, тесемок, пакетов, бантиков из туалетной бумаги, а в последние два сезона – и медицинских масок. Использованных, надо полагать.


Отдыхать по-человечески, или заповедный этикет Алтая..jpg
Фото: Медведев Александр

Не перестаю изумляться, когда у людей успело атрофироваться любопытство? Собираться в турпоездку на Алтай и даже не поинтересоваться особенностями региона!
Потому что тот, кто поинтересуется, обязательно наткнется на «ленточную» тему и получит все нужные сведения.

При первом посещении перевала местные жители повязывают на ветки дерева белые чистые ленты ситцевой ткани (кыйра, 2 ленты шириной 2-3 см, длиной около 50 см) на березу или лиственницу.
Это – символ дани природным покровителям, всему Алтаю и хозяину горы – ээзи, и просьба о благосклонности духов к себе и своим близким.

Ленты-кыйра привязывают с восточной стороны, одним узлом, очень аккуратно, чтобы не повредить кору; ель или сосна для этой цели категорически не подходят.
Ткань берется новая, ленты нельзя вырезать ножницами, надо отрывать руками. Ритуал проводится в тишине, без смеха, шума и ссор, исключительно в светлое время суток; в период убывающей луны кыйра не повязывают вообще.
Старинный обряд имеет сложный и четкий регламент.

Представьте: заходите вы утречком в церковь. Тишина, благодать, свечки перед образами. Только прониклись атмосферой – и тут с шутками-прибаутками вваливается толпа туристов в шортах, распихивает по гнездам для свечей все, что может гореть, от пакли до зажигалок, делает селфи и радостно выкатывается обратно. Ваши ощущения? Да-да, с точки зрения коренного населения Алтая так оно и выглядит.

Есть что добавить? Пишите в комментариях!

Автор: Алексей Саламатов / @aleksei_salamatov



Автор: @