21.06.2021
						Алтайский заповедник сообщает, что с 20-го июня 2021 года маршрут на водопад Учар открыт. 
 
 

 Фото: Водопад Учар
 
 Накануне сотрудники заповедника с приглашёнными специалистами подготовили маршрут: восстановили переправы через боковые притоки реки Чульчи, промаркировали тропу, в соответствии с методами промышленного альпинизма очистили маршрут от опасных, свободно лежащих камней над тропой, обустроили страховочные системы. В начале маршрута обустроен дежурный КПП – контрольно-пропускной пункт.
 
	
	 «КПП обустроен и функционирует, имеется вся необходимая предупредительная информация. Пеший маршрут на водоскат Учар не является категорийным, но, тем не менее, рассчитан на людей, обладающих достаточной физической подготовкой, имеющих опыт пеших походов в условиях горной местности. Главное и простое условие прохождения тропы - строгое соблюдение всех правил техники безопасности» 
	
	 - сообщила С.Н. Щигрева, заместитель директора по экологическому просвещению и познавательному туризму Алтайского заповедника.
 
 
 Работы по обустройству маршрута ежегодно по приглашению Алтайского заповедника проводит Андрей Шумилов, представитель Федерации альпинизма и скалолазания Республики Алтай (ООО «Ирбис Алтая»). 
 И на этот раз все переправы были подготовлены и проверены специалистом, склоны очищены от опасных, свободно лежащих камней над тропой. 
 Тем не менее, с 2019 года с целью введения дополнительных мер по обеспечению безопасности в Алтайском заповеднике издан приказ о запрете посещения маршрута на водопад Учар в дождливую погоду.
 
 На КПП государственные инспекторы отдела охраны заповедника несут круглосуточное дежурство. 
 Они ведут контроль соблюдения природоохранного режима и учёт посетителей тропы, выдают разрешения на посещение маршрута, следят за состоянием переправ, периодически расчищают коридор тропы, а также занимаются сбором мусора на всём её протяжении.
 
 Перед началом прохождения маршрута дежурные сотрудники проводят с группами посетителей обязательный инструктаж по технике безопасности, предупреждая обо всех особенностях горной тропы. 
 Вся необходимая информация о маршруте представлена в информационных аншлагах, установленных перед КПП.
 
 
Экскурсия на водопад Учар
Путешествие на Алтайский Марс в Чаган-Узуне
Поездка на Каракольские озёра летом 2021
Отдых на Алтае осенью 2021 на турбазе
 
 Маршрут линейный, 8,5 км в одну сторону, время прохождения в среднем составляет 7-8 часов (туда-обратно). 
 По оценке экспертов, сложность маршрута к водопаду Учар - средняя, для подготовленных туристов. 
 Самый опасный скальный участок оборудован тросами и металлическими скобами, обустроен привлечёнными специалистами в соответствии с требованиями безопасности.
 Однако на протяжении всего пути периодически открываются головокружительные виды, поэтому бдительность и осторожность туристам нужно соблюдать постоянно. 
 Все возвращающиеся с маршрута группы вновь отмечаются на КПП, если кто-то задержался в пути, навстречу им выходят дежурные. Для этого порой нужно пройти несколько километров, а то и больше.
 
 В прошлом году благодарственные письма МВД по Республике Алтай вручены четверым сотрудникам Алтайского заповедника (А.С. Калоше, Н.В. Волошину, И.Е. Анисимову, В.В. Волошину), дежурившим на маршруте на Учар. 
 «Искренняя благодарность и признательность за оказанное содействие и помощь в летний туристический сезон 2020 года» - отмечается в благодарственных письмах.
 
 Напомним, в 2014 году после проведения сотрудниками заповедника совместно со специалистом межрегиональной общественной организации «Большая Байкальская тропа» была произведена экспертная оценка сложных участков пути к водопаду Учар, оборудован наиболее труднопроходимый участок металлическими скобами и системой крепежей (такая система в общемировой практике альпинизма называется виа феррата*). 
 Реализацию этой задачи осуществляли представители Федерации альпинизма и скалолазания Республики Алтай, имеющие опыт монтажа подобных конструкций.
 
 *Виа феррата – термин широко известный в альпинизме. Это скальный участок, оборудованный специальными приспособлениями, позволяющими проходить его с большей скоростью и меньшими затратами энергии. 
 Для этого навешиваются страховочные тросы или цепи, а также сооружаются упоры для ног – металлические скобы или рифленые пластины. 
 Обилие металлических конструкций и дало название виа феррата (via ferrata), что в переводе с итальянского означает «железная дорога».
 
 Источник: 
АГПБЗ