06.12.2020
Для многих жителей и гостей Горного Алтая Яков Баляев - это не только земляк, герой Великой Отечественной Войны, но и «младший брат» легенды Телецкого озера «Пионера Алтая» - теплоход «Яков Баляев».⠀
Он проработал на Телецком озере всего десятилетие, но оставил о себе самую добрую память, а его гибель послужила стимулом для срочного спасения «Пионера Алтая».
Как и «Пионер Алтая» теплоход «Яков Баляев», был пассажирским судном класса ОМ (Ом-334). Теплоход был построен в 1958 году на Московском судостроительном и судоремонтном заводе, на 6 лет раньше «Пионера».
Фото: из архива «Пионер Алтая».
Мощность двух двигателей АДГ 12-С1 составляла 300 л.с. Развивал скорость до 20 км/час. Длина 42,5 метра, ширина - более семи метров, высота - более восьми, водоизмещение 140 тонн.
Вмещал 242 пассажира (по другим источникам - 270). С 1974 года был приписан к Бийскому речному порту Западно-Сибирского речного пароходства Морского и речного флота РСФСР.
На Телецкое озеро «Яков Баляев» пришел в 1975-м (решение о замене 150-местных «Алмаза» и «Жемчужины» на более вместительные теплоходы было принято еще в 1968-м).
Шел своим ходом - сначала по Северному морскому пути, через систему каналов и моря Северного Ледовитого океана, Обскую губу, реку Обь. К Телецкому озеру по высокой воде поднимался по Бии.
Чтобы теплоход смог зайти из Бии в озеро, разбирали мост, соединяющий Артыбаш и Иогач.⠀
Фото: из архива «Пионер Алтая».
Из воспоминаний очевидцев:
«18 дней идти вверх команде не давал сплав леса. Когда после стоянки судно все же отошло от берега, случилась авария - в винтах оказалось бревно, оно погнуло рулевую тягу, и теплоход практически потерял управление, его развернуло, и он уткнулся носом в противоположный от Турочака берег, где и был пришвартован. Там простоял еще два дня пока снимали, выпрямляли и ставили на место рулевую тягу. Делать это нужно было на тросе, ныряя под корму теплохода в ледяную воду и при сильном течении. Работу блестяще выполнил матрос Володя Тетешев. Помимо него в «перегонной» команде были капитан Валерий Николаевич Лучшев, механик Сергей Михайлович Климов, мотористы и матросы Александр Климов, Александр Наливайко и Сергей Сулима, кок Тамара Климова».
В свою первую навигацию на Телецком озере «Яков Баляев» обкатывала часть команды с «Пионера Алтая».⠀
В 1976 году ОМ-334 назвали в честь героя Советского Союза Якова Илларионовича Боляева. Когда писали название на борту, допустили ошибку. Так он и остался Баляевым.⠀
«Яков Баляев» изначально был ориентирован на перевозку туристских групп. «Пионер» возил еще и обычных пассажиров, которым нужно было добираться до Яйлю, Беле или устья Челушмана.⠀
В 1984-м «Баляева» передали на баланс турбазе «Золотое озеро».
Фото: из архива «Пионер Алтая».
В 1986-м «Яков Баляев» встал на прикол, а с распадом Советского Союза вместе с «Пионером», как и множество других судов, они оказались практически бесхозными.⠀
Туристский поток резко снизился и едва не прекратился. Для сравнения, если в 70-е годы озеро с июня по август посещали 30-40 тысяч человек, то в 90-е всего 400-700.
Другие материалы нашего сайта наверняка Вас смогут заинтересовать:
Экскурсионная программа на "Пионере Алтая" по Телецкому озеру
Пик "Маяк Шангина" - самая высшая точка Алтайского Края
Экскурсия на Советском вездеходе ГАЗ-66 на Каракольские Озёра
Голубые глаза Катани / Голубые озёра Катуни
⠀
После того, как Горный Алтай стал самостоятельным субъектом, представители пароходства сняли и увезли двигатели.⠀
Еще некоторое время теплоходы «Пионер Алтая» и «Яков Баляев» охраняли бойцы республиканского ОМОНа, затем суда и вовсе остались без присмотра.⠀
Осенью 2008-го прокуратура через суд добилась утилизации «Якова Баляева», и его распилили на металлолом.⠀
Узнав об этом, Иван Южаков выкупил оставшийся в живых «Пионер Алтая», который ожидала подобная участь.⠀
Для восстановления потребовалось много сил, времени и средств, но это уже совсем другая история, которую вы хорошо знаете.
Фото: Пионер Алтая
Материал опубликован в информационных целях. Автор текста: Галина Миронова, «Звезда Алтая».