23.11.2021
Главное чудо Чике-Тамана – волнующее чувство высоты, особое ощущение взлета над миром, приходящее только в горах.
Перевал дарит немножко адреналина и восторга всем и каждому, даже тем, для кого путешествие по Горному Алтаю ограничено общедоступными автомобильными трассами.
Такими как Чуйский тракт, федеральная дорога Р256 (М52), от 655 км которой и начинается подъем на Чикет.
Фото: Медведев Александр
Высота перевала около 1400 м, он находится в Улегемском отроге Теректинского горного хребта.
Подъем и спуск по 4 км, дорога с хорошим асфальтовым покрытием закручена тугими петлями серпантина.
Снизу вид жутковатый, но технически подъем несложный, без крутых участков, главное, не превышать скорость.
Уже на первых поворотах в автомобилях смолкают все разговоры: долина у подножия горы словно проваливается вниз, визуальный эффект – как из иллюминатора вертолета.
На вершине Чикета устроена отличная смотровая площадка с вместительной автостоянкой, от панорамы Семинского и Теректинского хребтов захватывает дух.
А если вы устали от асфальта и машин, поднимитесь немного выше, мимо увязанных жертвенными ленточками деревьев к старой дороге, пересекающей вершину перевала через прорубленный в скале сквозной проход; на другой стороне откроется вид на зеленую долину реки Малый Ильгумень и виднеющиеся вдали, за Катунью, вершины Сальджара.
…Но пусть аккуратная современность перевала не вводит вас в заблуждение! Здесь все – история, все – загадка.
Тысячу лет назад люди уже преодолевали этот суровый горный отрог: следы древнейших конных троп, вскрытые при строительно-ремонтных работах на Чикете, по мнению некоторых исследователей, датируются X-XII веками.
В XIX-начале XX века перевал считался одним из самых сложных участков на Чуйском торговом пути; замысловатые зигзаги прежней дороги, уже изрядно заросшей и осыпавшейся, наглядно это подтверждают.
Писатель и изыскатель Вячеслав Шишков в своих «Путевых очерках» цитировал надпись, оставленную на перевале измученным ямщиком: «Ета не Чекетаман, а Черт-атаман, сорок восемь грехов».
Фото: Медведев Александр
Только после капитальной реконструкции дороги в 1924-25 гг. через Чикет медленно и осторожно пошли первые автомобили.
Современный вариант трассы был сдан в эксплуатацию в 1984 г.; строительство включало поистине колоссальный объем взрывных работ, и окрестности нового перевала долго напоминали лунный пейзаж.
Читайте так же:
Экскурсия на самый большой каскадный водопад в Сибири - Учар
Как добраться до перевала Кату - Ярык
Экскурсия на высокогорное озеро Манас
Как по мнению некоторых туристов должен выглядеть отель в Горном Алтае
В 2017 г. на Чике-Тамане был установлен памятник дорожникам – строителям Чуйского тракта, работы новосибирского скульптора Алексея Агриколянского.
Чугунный рабочий с усталым, но вдохновенным выражением сморит вдаль, опустив лопату в тачку со щебнем….
Рядом установлена табличка: «Посвящается трудовому подвигу строителей Чуйского тракта». Оглянитесь вокруг и представьте: первый автомобильный путь через Чикет строился вручную.
Интересно, что название Чике-Таман переводится как…. «плоская подошва». Одна из версий объяснения странного имени – изобилие на старых тропах таких крутых изгибов, что идущий внизу человек видел подошвы находящегося выше.
Где находится
• Республика Алтай, Онгудайский район. Степень доступности *****
Автор: Алексей Саламатов / @aleksei_salamatov